Гирик Ирина Хамитовна, педагог - психолог МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Особенности развития эмоциональной сферы 4-5 лет

 Особенности развития эмоциональной сферы 4-5 лет детей

Л. С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка - одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.

Развитие эмоциональной сферы ребё нка включает в себя:

развитие эмоционального реагирования;

развитие эмоциональной экспрессии;

развитие эмпатии;

- формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

- формирование словаря эмоциональной лексики.

Эмоциональное развитие детей 4-5 летнего возраста имеет свои характеристики.

Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.

Эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей - это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.

Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.

Неправильное общение в семье, как правило приводит:

- односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;

- ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;

- выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.

Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.

В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение. При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение.

Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.

Список источников

1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.

2. Башарова А. Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А. Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч. -практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. -

3. Бодалев А. А. Психология личности. М. : Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с.

4. Бойко В. И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В. И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018: материалы междунар. студенч. науч. -практ. конф. (Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. - С. 740-744. -

5. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Психология эмоций. Тексты. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.

14 ноября 2024 в 20:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.