Гирик Ирина Хамитовна, педагог - психолог МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Исследовательская деятельность в ДОУ как средство развития личности дошкольникаОдин из трендов современного общества– развитие личности ребенка с раннего возраста, а также его способности к творчеству и адаптации к изменяющимся условиям жизни. Эффективным инструментом раннего развития является исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).Она способствует формированию общей культуры, интеллектуальных, творческих и личностных качеств дошкольников. Исследовательская деятельность в ДОУ – это процесс активного и целенаправленного познания дошкольниками окружающего мира с помощью различных методов, форм и средств. Она способствует развитию психических процессов, личностных качеств и ключевых компетенций детей, а также их подготовке к школе. Правильная организация исследовательской деятельности стимулирует естественную любознательность детей, тем самым делая дальнейшее обучение проще и эффективнее. Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ Для обучения дошкольников педагог может использовать занятия различных направлений: изучение окружающего мира, знакомство с основами математики, чтение, музыкальные и спортивные уроки. При этом занятия могут принимать разные формы. В ДОУ, как правило, используются такие формы: - Индивидуальная, которая используется для занятий с ребенком один на один. Причиной для выбора индивидуальных занятий может стать как слабый уровень знаний ребенка, так и наоборот, повышенный интерес, благодаря которому дошкольник опережает своих сверстников. - Коллективная– занятие рассчитано на группу детей и построено с учетом принципов доступности, структурности и непродолжительности. Работа в коллективе способствует социализации детей и позволяет примерить на себя различные социальные роли (лидер, посредник, ведомый). - Подгрупповая форма позволяет провести сравнительный анализ нескольких результатов деятельности, полученных в разных группах детей. Все три формы могут использоваться с одной и той же группой детей в разных обстоятельствах, чтобы получить оптимальные результаты той или иной деятельности. Особенности организации исследовательской деятельности Организация исследовательской деятельности в ДОУ включает в себя множество практических аспектов, которые комплексно или по отдельности позволяют добиться от ребенка наилучшего отклика и результата. К ним относятся: - Выбор тем и задач, которые соответствуют возрастным особенностям, интересам и уровню развития детей. Также стоит учитывать особенности окружающей действительности и подбирать актуальные для контрактного времени проблем. - Организация процесса исследования, предполагающая постановку цели, планирование действий, сбор и анализ информации, экспериментирование, обобщение и оформление результатов, оценку. Как правило, дети быстро понимают алгоритм работы, но не стоит ограничивать их воображение и удерживать в рамках очерченных границ, если ребенок предлагает альтернативный вариант решения задачи. - Использование разнообразных методов, форм и средств исследования. К ним относятся наблюдение, сравнение, классификация, измерение, беседа, игра, экскурсия, экспериментирование и еще многие виды деятельности. Их использование помогает раскрыть для ребенка окружающий мир, сделать его более дружелюбным и увлекательным, а заодно научить дошкольника критическому и логическому мышлению. - Оценка результатов и отслеживание прогресса детей. Это могут делать как значимые взрослые (педагоги или родители, так и сами дети с помощью взрослых. Умение осознавать свои достижения и ошибки, адекватно реагировать на неудачи, ориентироваться в новых обстоятельствах очень важны для развития лидерских качеств, самостоятельности, ответственности. Влияние исследовательской деятельности на разные сферы жизни Являясь одним из наиболее эффективных способов развития личности ребенка дошкольного возраста, а также его познавательных, эмоциональных, волевых, творческих и социальных способностей, исследовательская деятельность оказывает влияние на развитие каждой сферы жизни ребенка. Познавательное развитие Исследовательская деятельность формирует у ребенка любознательность, интерес к окружающему миру, стремление к самостоятельному поиску знаний и решению проблем. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию, выдвигать гипотезы и проверять их. Все это положительно влияет на мышление, речь, память, воображение, логику и прочие психологические процессы, необходимые для познания мира. Эмоциональное развитие Изучение мира через игру помогает формировать у ребенка положительные ассоциации с учебным процессом. Выполняя те или иные задания, малыши испытывают радость, интерес, восхищение, удивление, а также учатся выражать свои эмоции и управлять ими. Еще один важный аспект эмоционального развития – эмпатия, благодаря которой дети более глубоко взаимодействуют с другими людьми, развивают способность к сотрудничеству. Волевое развитие Правильный подход к воспитанию помогает вырабатывать у ребенка дисциплину, силу воли, инициативность, ответственность и уверенность в себе. Это влияет на его самооценку, от которой зависит, как в дальнейшем ребенок будет ставить цели и достигать их, преодолевать трудности, переживать поражения, контролировать себя, оценивать свои достижения, исправлять ошибки и использовать полученный опыт. Творческое развитие Исследовательская деятельность способствует стимулированию творческого мышления, фантазии, страсти к экспериментам и изобретательству, продуктивности. Ребенок учится создавать новые идеи и решения, не боится выражать свою индивидуальность, проявляет таланты, развивает способность к импровизации. Социальное развитие Познание мира через исследовательскую деятельность помогает детям социализироваться и способствует его умению общаться со сверстниками в качестве лидера или последователя, договариваться, делиться опытом и участвовать в коллективных играх. Ребенок учится не просто взаимодействовать с окружающими людьми, но и уважать их, учитывать мнения и чувства. Рекомендации для педагогов и родителей Создать благоприятную среду для исследовательской деятельности можно в любой обстановке: в группе, на улице, в кабинете педагога. Главное, придерживаться нескольких правил, разработанных для преподавателей и родителей: - Необходимо организовывать предметно-развивающую среду, которая стимулирует познавательный интерес и любознательность детей, поощрять их страсть к экспериментированию и обеспечивать им свободу выбора в способах достижения успеха. - Важно учитывать возрастные особенности детей и уровень их развития, предлагая задачи, которые понятны и интересны малышам. Действенные, но несвоевременные задания не принесут результата и в лучшем случае не привлекут внимания детей, в худшем – сформируют негативный опыт для дальнейшего обучения. - Нужно использовать понятные алгоритмы и правила для организации игровой деятельности, чтобы дети понимали цели и задачи игры. - Рекомендуется использовать разнообразные методы, формы и средства исследования, чтобы подкреплять интерес ребенка. - Всегда важно давать позитивное подкрепление, оценивая деятельность ребенка. Подкрепление может быть как материальным (наклейки, игрушки, пособия, так и нематериальным (похвала). - По возможности стоит вовлекать родителей в организацию исследовательской деятельности детей, через совместные проекты, обмен опытом, поддержку и поощрение. При таком подходе исследовательская деятельность в ДОУ станет для дошкольников мощным стимулом для личностного развития, поможет в формировании интересов и дальнейшей подготовке к жизни в обществе. Используемая литература: 1. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. : Сфера, 2012. 2. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. – М. : Аркти, 2010. 3. Савенков А. И. «Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольника» - СПб, Питер, 2003. 16 ноября 2024 в 06:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.